Солнечное дитя (sunny_kid) wrote,
Солнечное дитя
sunny_kid

Categories:

Защита от зла.

Мы открыли секрет популярности известного шоу с ТВ-3, "Гадалки" - наше религиозное православное сознание аккумулирует зло в суевериях, не в дьяволе. Дьявол - этослишком сильная сила и ты защищен, если крещен. А вот от суеверий, ведьм, гадалок, мелких чертей, духов, домовых крест не защищает, и этого боятся. А вся гадалка построена на суевериях. И страшно это потому, что от них нет защиты. Ты же не будешь в церкви всю жизнь сидеть. А конкретных демонов нет, ты не можешь прийти к священнику и спросить - а кто меня мучает, как от этого избавиться? Священник скажет - глупости все это, прочти "Отче наш" 10 раз и разум и душу свою успокой. А у тебя дома зло, ему плевать. Католический священник даст тебе условный осиновый кол. В нашей же культуре вся область бытовых суеверий находится в зоне игнорирования, поэтому они страшные, это зона непознанного, вытесненного. От суеверия можно защититься только другим суеверием - от наговора другим наговором, от приворота травкой или амулетом, от проклятия возвращением проклятия тому, кто проклял и т.п.
Православие религия пассивная, православный поп не изгоняет дьявола. Чтобы защититься от Вия, нельзя было кидаться на него с крестом и святой водой, чтобы защититься надо было очертить круг и пересидеть в нем до петухов, а потом сбежать. Это пассивная защита. Твоя задача не бороться, твоя задача спрятаться. Зло к тому же привязано к одному месту - если ты в него попал, ты пропал, но если удалился от него, то зло тебя не будет преследовать где ни попадя. Католицизм религия активная. Поэтому европейские хорроры во многом основаны на идее изнгания дьявола, и часто противоборствующей силой или помогающей силой являются священники. Но и зло активное, оно преследует конкретного человека. И это хороший базовый сюжет на выживание с ноткой безысходности - зло априори сильнее тебя, потому что оно потустороннее, но оно догоняет, ты бежишь и должен найти защиту. Но на русскую почву такой сюжет перенести нельзя, потому что православный священник скажет - приди в церковь, очерти круг. И это все, что ты можешь сделать. Для сюжета кино пассивность плоха, поэтому выходят у нас либо сюжеты скучные, либо калька с европейских и американских историй, которая далека от нас.

Католицизм, приходя на новую землю, все местные суеверия и политеизм объявлял врагами бога, то естьсразу возносил их до дьявола. И тем самым почти искоренил суеверия как таковые, все, что церковь объявляла злом, становилось равным богу, только со знаком минус - все было проявлением дьявола. Оттуда же инквизиция (точнее - ее оправдание). А православие приходило и делало местных богов своими святыми или теми самыми чертями, которые слишком мелкие для бога. А праздники интегрировало в собственные ритуальные обряды. И таким образом зло как таковое, вытеснилось, с одной стороны, но с другой то, что осталось - а много осталось, люди не могут не бояться, стало множится в этих мелких суевериях, а защиты от него церковь не предоставляла по сути. Бог слишком велик, чтобы гоняться за домовыми. И люди как-то сами с ними уживались. Тот же Гоголь - Вакула жил в деревне, в которой все знали, что баба, к которой ходили и дьяк и отец Вакулы, и другие мужчины, ведьма, к ней и черт ходил. Но все друг с другом жили, придерживаясь определенных правил. А суеверия - это и был свод правил защиты от злых локальных сил. Плюнь три раза через плечо, завидев черную кошку, просыпал соль - постучи по столу. Увидел бабу с пустыми вдерами - вернись домой, а то к несчастью. Как стемнеет, не ходи на реку, не выхзоди из дома, закрой дверь, не отвечай на стук в двери. Оставь домовому молока и каши. И так далее. Если ты нарушал правила, то зло замечало тебя, ты становился видимым для него. А зло было везде и только соблюдение првил тебя от него скрывало. Ну и церковь. Но, как уже упомянуто, в церкви сидеть вечно не будешь и там не запрешься на всю жизнь. Короткая же молитва, которая тоже явлалсь оберегом, стала в какой-то степени частю этих суеверных ритуальных защитных обрядов.

Разрабатываем сюжет и думаем - а как от такого суеверного зла защищаться? Если зло не локально (тогда защита и задача - сбежать), а прицепилось к человеку и следует за ним, как в "Пиковой даме"? И может ли зло вообще прицепиться к конкретному герою, или это все же выбивается из нашего менталитета слишком сильно?
Tags: профессия кино, ясценарист
Subscribe

  • Жаркая Венера как символ вечного ремонта.

    Археологический музей города Родоса большой и запутанный. Гуляешь по нему и немножко боишься встретить Минотавра, потому что ты явно в лабиринте, где…

  • Будь свободной чайкой.

    Восхождение на верхнюю палубу кажется хорошей идеей первые пять минут до отхода судна. Вообще, эта идея не хорошая, она смелая, почувствуйте разницу.…

  • Первый день, полет нормальный.

    Чето я последнее время напряжённая какая-то. Нервная я. И все такое. Спокойно себя чувствую только дома за закрытыми дверьми. Приехали с сыном на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment